четверг, 7 февраля 2013 г.

Еще раз о тренингах и семинарах

При слове "обучение" российский житель автоматически вздрагивает. Его внутреннему взору представляется общага, переполненные аудитории и, как результат, - фраза работодателя "забудьте все, чему вас учили..."

С другой стороны - Китай поджимает, а Япония, США и другие развитые страны (Малайзия, Индонезия, Монако, Бразилия и т.п.) утверждают: современный мир резко ускорился. Побеждает (неверное слово, не побеждает - а лидирует! - и то временно) тот, кто бежит изо всех сил наперегонки с собой (потому что если все время смотреть на других - лидером не станешь, лидер должен слышать дыхание бегущих сзади, а не дышать выхлопными газами бегущих впереди, глядя на их затылки и что там еще видно...). Для того, чтобы стать лидером в командном зачете - нужно учиться и тренироваться. Западные источники дают цифру - порядка 10% рабочего времени сотрудник должен тратить на обучение. Энди Гроув (создатель и глава Intel, не самый бедный человек и не самый незагруженный) - до 30% своего времени тратит на то, чтобы лично обучать персонал.

Так что если мы хотим... - учиться придется.

Каковы черты современного обучения?

Во-первых, оно делится на фундаментальное (знания[1]) и прикладное (умения, навыки). Фундаментальные знания не обязательно заумны - просто это знания, мало меняющиеся от столетия к столетию. Поэтому их можно освоить один раз, и работают они всю жизнь. Как правило, фундаментальные знания осваивают в школе и институте, но иногда появляются новые (иногда - не объективно новые, а новые для отдельных людей и групп) фундаментальные знания - маркетинг там, лазеры, фондовые инструменты, нанотехнологии, юриспруденция, дебет-кредит - их осваивают на долгосрочных курсах типа "повышения квалификации", МВА, либо получая второе высшее образование. Прикладное образование как правило краткосрочно - семинары, лекции, тренинги и т.п., "образовательный акт" продолжается не более пары недель и эффект от этого образования тоже краткосрочный - до появления новой технологии, замещающей старую.

Тем не менее не стоит путать формальные и базовые признаки образования - фундаментальное образование в принципе можно получить "кусочками", и качество от этого как правило только выигрывает. Прикладное образование можно растянуть на несколько лет - при этом к моменту окончания знания и навыки, полученные на начальном этапе, устаревают полностью. Автор лично в состоянии вспомнить ламповые приборы, которые он изучал на первом-втором курсе: принципы их действия (фундаментальные знания) актуальны до сих пор, а схемы применения (прикладные знания) - устарели еще до вступления автора в стены Alma Mater.

Для целей повышения эффективности труда знания и понимание играют вспомогательную роль. Они позволяют снизить барьер, который приходится преодолевать для овладения новыми навыками. Действительно, объем новых знаний по химии и физике, которые вы сообщаете сварщику перед тем, как научить его варить в аргоновой атмосфере, должен быть ровно таким, чтобы тот "понял", почему одни металлы можно варить на воздухе - а другие только под аргоном или еще круче. А дальше - простое запоминание списка - где что варить.

Во-вторых, эффективное современное обучение все же как правило краткосрочно. Более-менее эффективная система профессионального обучения сохранилась в медицине - но там в голову никому не приходит отвлекать врачей на переподготовку больше чем на пару месяцев.

В-третьих, современное обучение - всегда лотерея и статистика. Следует быть готовым к тому, что не получится достаточно большая часть проектов в этой сфере - по самым разным причинам.

В-четвертых, хорошее современное обучение - специализированная сфера. Обучающий должен быть специалистом не только в предмете, но и технологии донесения информации, технологии контроля результативности (если мы хотим иметь от обучения результат, преподаватель обязан уметь разглядеть непонимание, прячущееся за умными глазами, правильными словами и хорошей памятью), технологии мотивации к получению информации, технологии адаптации общих знаний к конкретной ситуации и т.д.

В-пятых, в обучении четко действует принцип пропорциональности трудозатрат и общих затрат конечному результату. Если вы хотите получить полноценный результат, вы вынуждены тратить полновесные деньги и достаточное время. Попытка сэкономить на времени или стоимости всегда оборачивается потерями.

Текст целиком

Комментариев нет:

Отправить комментарий